Главное правило, которое должен запомнить владелец бизнеса с Китаем: говорить не «растаможка», а использовать красивое словосочетание «таможенная очистка».
А если серьёзно, то мы не хотим вас учить правилам прохождения таможенного оформления. Универсальной инструкции просто не существует, как бы ни уверяли интернетные коучи. Данный процесс наполнен таким количеством нюансов, что корректное таможенное оформление может произвести только специалист с многолетним опытом, т. е. таможенный брокер. Причем не только владеющий обширной теорией своего дела и законодательством этой сферы, но и имеющий набор отработанных кейсов.
На какие «подводные камни» можно наткнуться при таможенном оформлении товаров?
1. Купить в Китае просто, привезти в Россию — сложно
Согласно закону «О таможенном регулировании в Российской Федерации» все товары, ввозимые в страну, должны пройти процедуру таможенной очистки. Она начинается с оформления внушительного количества документов, включающих декларацию, счёт-фактуры, сертификаты качества и прочие бумаги, содержащие информацию о грузе. Сам процесс их оформления занимает немало времени и может вызвать ряд трудностей, а любая мельчайшая ошибка привести к отказу со стороны контролирующего органа. Один неправильный символ, и весь пакет документов вернётся к вам на доработку, при этом груз «зависнет» на границе на неопределённое время.
2. Проще подобрать код банковского сейфа, чем код ТН ВЭД
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности — это невероятно объёмный классификатор товаров для таможенного оформления. Можно сделать ошибку и при подборе кода ТН ВЭД, особенно, если вы решили ввезти уникальную технику или материал из сложного состава. Неправильный код ТН ВЭД не только застопорит весь процесс, но и может привести к крупным денежным штрафам, конфискации груза или даже к уголовной ответственности.
3. Ценообразованию не поможет даже высшее образование
Валютный контроль тоже ждёт ваши документы: правильно ли вы оформили договор с поставщиком, не обманули ли в стоимости груза и как вообще вы определили его цену. Учитывая актуальную политику государства, то специалисты проверяют каждую цифру, и не позавидовать тем, кто ошибётся. В законодательстве нет слова «опечатка». Плюс инспектору, проверяющему ваши документы, может показаться подозрительной стоимость вашего товара. Существуют так называемые «внутренние» уровни цен и несоответствие с ними потребует дополнительной и более тщательной проверки.
4. В каком настроении сегодня проснулся таможенник?
Физический досмотр груза — этап последний по списку, но не по значимости. У вас идеальные документы, гружённый грузовик уже фырчит, готовый отправиться в путь, осталось только, чтобы инспектор черкнул пером авторучки, и неожиданно — нет. Причин множество: начиная от какой-то физической ошибки в самом товаре до банального психологического фактора, т. к. досмотр проводит живой человек, подвластный эмоциям и настроению. Одно его — таможенного инспектора — подозрение, и водителю фуры придется глушить двигатель. Сколько понадобится ещё времени, сил и денег на устранение ошибки, никто не предугадает.